России придется отвечать на неудобные вопросы о Беслане, но уже с потерей лица

Одиннадцать лет назад, 3 сентября 2004 г., мир узнал о трагической развязке драмы в североосетинском городе Беслане, где террористы захватили в школе более 1200 заложников. В ходе штурма и затем от полученных ранений погибло 334 человека, в том числе 186 детей. Беспрецедентные потери понесли спецподразделения ФСБ «Альфа» и «Вымпел» (10 убитых). Это был провал государства (впрочем, не первый после ряда других терактов или гибели подлодки «Курск»).




Логичным шагом, способным успокоить родственников погибших и пострадавших, стало бы гласное расследование трагедии. Открытый судебный процесс с допросом должностных лиц, ответственных за обеспечение безопасности жителей, детальным выяснением обстоятельств теракта и наказанием виновных мог восстановить доверие людей к государству как институту, готовому защищать право человека на жизнь.

Однако правящая бюрократия предпочитает не замечать неудобные вопросы: как боевики оказались в наводненной силовиками Ингушетии и спокойно пересекли охраняемую границу с Северной Осетией, почему имевшаяся у спецслужб информация о подготовке теракта не была использована должным образом, не могли ли ускользнуть из оцепления отдельные боевики и применялось ли при штурме тяжелое оружие.



 Руководители центральных и региональных подразделений ФСБ и МВД, ответственные за агентурную и оперативную работу, насколько нам известно, не привлекались к суду. Местные милиционеры, которых подозревали в халатности, были освобождены от ответственности по амнистии в августе 2007 г. Формально в гибели сотен людей виновен только осужденный к пожизненному заключению боевик Нурпаша Кулаев.

Официальные СМИ и чиновники пытаются затушевать память о Беслане и других трагедиях, перекрыть поступление альтернативной информации. В 2014 г. сайты pomnibeslan.ru и pravdabeslana.ru блокировались из-за размещения запрещенной информации без санкции суда.



По данным «Левада-центра», в 2004 г. удовлетворительной операцию по освобождению заложников считало 34% опрошенных, в 2014-м – 56%, доля считающих ее провальной снизилась с 61 до 24%. Однако по мере спада прошлогодней «крымской» солидарности с властью вопросы о Беслане всплывают заново. В 2014 г. 39% опрошенных считали, что в гибели заложников виновны только боевики, власти назвали виновными 30%, в 2015 г., наоборот, 37% считают виновными власти и 29% возлагают вину на боевиков.

Отказавшись отвечать на неудобные вопросы граждан об ответственности спецслужб и чиновников, Кремль вынудил пострадавших и родственников жертв искать ответы в зарубежном правосудии. В июле 2015 г. ЕСПЧ принял к рассмотрению семь исков, объединяющих жалобы 447 человек на нарушение 2-й и 13-й статей Конвенции о правах человека (право на жизнь и право на эффективную правовую защиту). На неприятные вопросы все равно придется отвечать, но уже с потерей лица.

Источник

Подписывайтесь на наши группы в Одноклассниках, ВКонтакте, Twitter или канал в Telegram, чтобы быть в курсе всех новостей города.
Заметили ошибку в тексте? Напишите об этом в комментариях
Комментариев пока нет. Оставьте первый
Напишите комментарий

Ваш IP адрес будет виден всем.