Журналист Максим Кононенко — о том, чем закончится кампания против российских спортсменов из олимпийской сборной.
Хотите небольшой урок по пиару? Извольте. Допустим, силовое ведомство арестовывает какого-нибудь коррупционного начальника. И обнаруживает у него в доме при обыске сто килограммов денег, ручку за миллион долларов, золотой батон и наркотики. Плохой спикер ведомства заявит так: мы арестовали коррупционера, при обыске — всё вышеперечисленное. И в каждом СМИ выйдет одна новость: арестовали такого-то, у него было то-то. А на следующий день будут уже другие новости, и про коррупционера забудут.
А вот хороший спикер ведомства сделает так. Сначала он заявит, что арестовали коррупционера. Это новость номер один. Через день он расскажет про сто килограммов денег. Это новость номер два. Еще через день — про ручку за миллион долларов. Новость три. Потом про батон. А когда дойдет до наркотиков, вся неделя будет посвящена трудовому подвигу силового ведомства, а репутация у коррупционера станет такая, что любой другой коррупционер рядом с ним покажется ангелом.
У Всемирного антидопингового агентства WADA спикер хороший. Она тщательно дозирует информацию. Внимание, скоро будет объявлено о вскрытии проб русских спортсменов. Вскрытие показало, что русские спортсмены употребляют допинг. Подождем вскрытия проб Б. Внимание, скоро будет вскрытие проб Б. Вскрытие показало, что пробы Б положительны. Все это продолжается уже несколько месяцев, и каждый человек в мире, следящий за новостями, давно уже убежден: в России все спортсмены сидят на допинге. Все поголовно, вне зависимости от того, уличили их в этом или же нет. Потому что если пока не уличили — то это значит, что уличат в будущем. Русские — жулики, они не умеют выигрывать, их надо выгнать с Олимпиады, с чемпионата Европы, отнять у них чемпионат мира и вообще запретить им появляться на любых наших соревнованиях, потому что это наши соревнования, а русские — это не наши.
Причем, несмотря на то что в списках спортсменов, регулярно разоблачаемых WADA, есть не только русские, внимание акцентируется только на русских. Оправдываться в такой ситуации абсолютно бессмысленно, потому что любые оправдания выглядят в глазах публики доказательствами вины. Остается только молчать и протокольно твердить о том, что с допингом надо бороться, что допинг — это недопустимо и что мы сделаем все возможное для того, чтобы у наших спортсменов не было допинга.
И я тут, конечно, мог бы написать, что это давление не столько спортивное, сколько политическое, что бьют именно в эту точку, потому что для президента Путина спорт — это важно и что если вывести Путина из себя, то он сделает какую-нибудь внешнеполитическую ошибку, и тут-то они все на него и насядут. Но это будет лишь оценочное мнение, доказательств которому у меня нет.
А вот что у меня есть — так это состав менеджмента Всемирного антидопингового агентства. Как вы думаете, сколько русских в руководстве этой всемирной организации? Правильно — ни одного. Ноль. И ладно бы в менеджменте. Русских нет в совете основателей этой организации. Их нет в исполнительном комитете. Ни одного русского человека во всемирной организации нет. Такой вот у них получается мир.
А кто же там есть? Ну, в основателях и исполнительном комитете там есть кто угодно. Кроме, конечно, России. А вот в менеджменте, то есть среди тех, кто занимается непосредственной деятельностью, большинство менеджеров из Канады. В том числе и та самая спикер. Есть еще из Австралии, Великобритании и США. Страны как на подбор. Все наши большие друзья. Заклятые, можно сказать.
И вот эти страны от имени всего мира решают, достойны ли российские спортсмены бегать и прыгать рядом с их спортсменами. Решают, что безобиднейший препарат мельдоний, никоим образом не улучшающий физические возможности человека, является допингом. А L-карнитин, например, улучшающий такие возможности, допингом не является.
Ну то есть они там всё решают за нас, а мы вынуждены только смотреть. И если вы называете это всемирностью, честностью и равенством подходов, то я это так не называю. Я называю это лицемерием, предвзятостью и политическими разборками. К спорту все это не имеет ни малейшего отношения. Это имеет отношение к Крыму, к Донбассу, к Сирии, к малайзийскому «Боингу», к любым другим обвинениям в адрес России. Вот к чему это имеет непосредственное отношение. Но только не к спорту.
А раз так, то есть все основания полагать, что политическая кампания, будучи начатой, будет закончена. И наших спортсменов таки не допустят до участия в Олимпийских играх в Рио-да-Жанейро. Для тех наших спортсменов, которые уверены в своей допинговой чистоте и которые годами готовились к этой Олимпиаде, недопуск будет серьезным ударом. Именно поэтому эти спортсмены сейчас пишут довольно унизительные открытые письма руководству Международного олимпийского комитета с просьбой их допустить, даже если Международная ассоциация легкоатлетических федераций примет решение против России.
Но куда как унизительнее будут победы на этой Олимпиаде спортсменов из тех стран, представители которых очистили им путь к пьедесталу, просто убрав с этого пути русских.
Максим Кононенко, Известия