Яблочный самодержец: как «Сады Придонья» борются за лидерство на рынке соков

«Сады Придонья» не продались ВБД и Coca-Cola. Почему владелец компании Андрей Самохин предпочитает оставаться независимым игроком и как ему удается конкурировать с гигантами сокового рынка?

До рассвета еще долго. Среди рядов яблонь, цветущих на просторах Городищенского района Волгоградской области, с фонариком в руках бродит мужчина, одетый по-простому — синяя рубашка и джинсы. Владелец компании «Сады Придонья» Андрей Самохин осматривает свое хозяйство.

 «Еще час назад было плюс шесть градусов, теперь — три, — волнуется бизнесмен. — Одна морозная ночь, и мы можем за день лишиться урожая в регионе». При свете фонаря Самохин пытается разглядеть, потемнели пестики в цветках яблонь или нет. Вроде нет, иначе яблок ему не видать.


В пятерке крупнейших российских производителей соков «Сады Придонья» — последний независимый игрок. «Лебедянский» и «Вимм-Билль-Данн» принадлежат PepsiCo, «Мултон» и «Нидан» — Coca-Cola. Однако иностранцев российский бизнес не особо радует. Последние два года рынок соков в России стагнирует. Снижаются продажи у предприятий PepsiCo и Coca-Cola. В мае 2014 года Coca-Cola объявила о закрытии заводов «Нидан» в Новосибирске и Подмосковье.

«Сады Придонья» вопреки тренду растут из года в год. Компания Самохина теперь занимает на соковом рынке третье место, тогда как семь лет назад по объему производства отставала от «Лебедянского» более чем в 30 раз.
«Я хочу быть лидером рынка, третье место меня категорически не устраивает», — заявляет Самохин.
Есть ли основания для таких амбиций?

Понравиться Tetra Pak

«Он не входит ни в чей круг, не дружит ни с кем из чиновников и политических функционеров. Его не встретишь на местных вечеринках», — рассказывает один из бывших вице-губернаторов Волгоградской области. И тем не менее Андрей Самохин — выходец из номенклатуры, причем советских времен.

 Но никому из бывших руководителей совхозов не удалось построить производственный бизнес такого масштаба — с годовой выручкой 9,4 млрд рублей.

В 1990 году 28-летнего Андрея Самохина, секретаря сельского парткома, на собрании трудового коллектива совхоза «Первомайский» выбрали директором. Основным достоянием совхоза был Паньшинский плодопитомник, расположенный в 60 км к северо-востоку от Волгограда.

 Самохин без особых подробностей вспоминает те дни, его рассказ лаконичен, как некролог: «За неделю собранные яблоки превращались в кашу, потому что никто не приезжал их покупать. Нужно было что-то делать...» Идея лежала на поверхности — перерабатывать фрукты. «Первомайский» приобрел небольшую линию у швейцарского производителя прессового оборудования Bucher.

 Оставался вопрос с упаковкой. Самохин связался с московским офисом корпорации Tetra Pak — шведы продвигали в России программу софинансирования поставок полного комплекса оборудования для соковых и молочных компаний.
Но директору «Первомайского» они отказали. «У тебя сады еще маленькие, потренируйтесь пока», — пересказывает Самохин суть ответа.

 Президент «Tetra Pak Россия» Игорь Акимов, в то время возглавлявший отдел продаж, говорит, что в начале 1990-х «Сады Придонья» были одним из множества совхозов, «у которых наличных, естественно, не было», и потому риски поставок оборудования таким заказчикам в кредит были слишком велики.

 Самохина отказ задел, поэтому он решил во что бы то ни стало подписать контракт с Tetra Pak: «Мы три года еще потренировались: отжимались, бегали, подтягивались». На деле это означало улучшить качество продукции, то есть яблочных урожаев, навести порядок в бухгалтерии и финансах, а главное — нарастить объемы продаж тех же яблок.

Совхоз был приватизирован, Самохин получил блокирующий пакет долей в новом хозяйстве со статусом ТОО и потихоньку начал выкупать доли у миноритариев.

Историю российского сокового рынка принято отсчитывать с 1994 года, когда в продаже появился J7 от «Вимм-Билль-Данн» в красочных «тетрапаковских» коробках. В следующем году Андрей Самохин подписал с Tetra Pak контракт на поставку упаковочного оборудования для своего сокового завода.

 Детали соглашения неизвестны, но контракт был реализован, и уже в конце 1997 года завод заработал. «Он просто не в состоянии проигрывать, — рассказывает о Самохине президент «Tetra Pak Россия». — Недаром он так увлечен единоборствами».

У Андрея Самохина, если посмотреть на его руки, костяшки пальцев разбиты.
Дома у сокового магната стоит тренировочный манекен, который он регулярно поколачивает.

Плоды географии

Бренд «Сады Придонья» начал создаваться еще до запуска одноименного завода. Зимой 1996 года на карте Волгоградской области появился поселок Сады Придонья — бывший Паньшинский плодопитомник. Переименования добился Андрей Самохин. Зачем? «В одной только Волгоградской области существовало пять совхозов «Первомайский» — как проспектов Ленина в городах, — объясняет бизнесмен. — А у нас сады, расположенные вблизи Дона, значит — Придонье».

Решение о переименовании утвердила Волгоградская областная дума, которую в тот момент возглавлял Николай Максюта. В конце того же года он выиграл губернаторские выборы. По словам собеседников Forbes из числа местных политиков, именно Максюта, руководивший регионом до января 2010 года, сыграл ключевую роль в становлении Самохина как бизнесмена. Николай Максюта вообще всегда способствовал укреплению и процветанию местных бизнесменов, всячески ограждая их от «московских пришельцев».



Для реализации проекта сокового завода Андрей Самохин создал ОАО «Агропромышленная корпорация «Придонье». Среди акционеров были: Волгоградская область (37,5%), «Волжский межрайгаз» (менее 10%) и «Волгоградэнерго» (менее 2%). По словам Самохина, завод нужно было строить, денег ни у кого не было, зато у области имелись векселя, а у инфраструктурных компаний — налоговые долги перед бюджетом. Поэтому область вместо денег дала на строительство векселя, за них компании подвели воду, газ, подключили к электричеству. Ими же энергетики, газовики и водоканал заплатили свои налоги.

Владелец «Садов Придонья» уверяет, что, как и в случае с переименованием, ничьим покровительством он не пользовался — у него с любой властью «ровные отношения».

Просто он со своим проектом оказался в «удачной отрасли». В середине 2000-х депутаты Волгоградской областной думы заподозрили Самохина в размывании доли администрации в ОАО «АПК «Придонье» с 37,5% до 24,9% в процессе трех допэмиссий. Бизнесмен отметает подозрения: администрация области обо всем знала, поскольку ее представители были в совете директоров, и проверка подтвердила, что все решения о допэмиссиях принимались единогласно.

 Вице-губернаторы получали от губернатора прямые указания, в том числе письменные, как голосовать по данному вопросу.

В 2009 году он выкупил у области 24,9% акций «АПК «Придонье» более чем за 60 млн рублей. «Это же фактически была дирекция по строительству, — комментирует бизнесмен. — Продать 25% за $2 млн — фантастическая вещь!» После сделки «Придонье» было присоединено к ОАО «Сады Придонья», за которым числились заводские активы.

 Каким образом Самохин в итоге стал владельцем и садов, и сокового производства, досконально неизвестно. Сегодня сельхозпроизводственное ОАО «НПГ «Сады Придонья» на 100% принадлежит ОАО «Сады Придонья», в котором 99,99% акций владеет Андрей Самохин.

Источник.

Подписывайтесь на наши группы в Одноклассниках, ВКонтакте, Twitter или канал в Telegram, чтобы быть в курсе всех новостей города.
Заметили ошибку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Комментариев пока нет. Оставьте первый
Напишите комментарий

Ваш IP адрес будет виден всем.

новости партнеров

новости партнеров

Система Orphus