Денег в бюджете нет. А кубышки, накопленной в тучные годы, хватит максимум на пару-тройку лет. Надеяться на рост стоимости нефти глупо. А зарабатывать за счет других отраслей мы не можем. Вот и остается резать расходы. На чем сэкономят в первую очередь? Почему крайними оказались пенсионеры? И можно ли найти деньги в других местах? «Комсомолка» попросила директор Центра исследований постиндустриального общества доктора экономических наук Владислава Иноземцева разложить по полочкам все, что происходит сейчас с нашей казной.
ПОЧЕМУ ВДРУГ ВСЕ ПОШЛО НЕ ТАК?
Впервые за многие годы правительство испытывает явные проблемы с деньгами и, похоже, не имеет ясной стратегии действий в новых условиях.
Почему все пошло не так? Формально ответ известен - из-за снизившихся цен на нефть. Действительно, по сравнению с первоначальным проектом бюджета этого года в пересмотренном в апреле варианте доходы упали на 2,5 трлн. рублей - и с тех пор цены на нефть не выросли.
Вроде бы надо было начать экономить. Предполагалось, что в этом году бюджет постигнет секвестр (сокращение всех расходов как минимум на 1,2 трлн. рублей). Но его не случилось. Дефицит по итогам года составит около 2,2 трлн. (а если добавить дыры в региональных бюджетах - то более 4 трлн.).
Тогда же глава Минфина Антон Силуанов требовал сокращения и бюджета следующего года - на 1 - 1,5 трлн. рублей. Но сейчас и это предложение отвергнуто: расходы в 2016-м достигнут 15,8 трлн. рублей. Это даже больше, чем в этом году. И далеко не факт, что цена на нефть хоть сколько-нибудь подрастет.
Сейчас дефицит покрывается из резервных фондов. Но их расходование планируют ограничить. Власть боится их быстрого исчерпания. Соответственно нужно думать об экономии и дополнительных доходах.
ЧТО ПРЕДЛАГАЕТ СЕГОДНЯ ВЛАСТЬ?
У правительства есть две идеи, и обе неоригинальные. Сократить бюджет предлагается через уменьшение трансфертов Пенсионному фонду и изъятие средств накопительной части пенсии. О втором на днях «Белый дом» «уведомил» Думу. И хотя пресс-служба президента потом все опровергла (решение пока не принято), очень вероятно, что власти так и поступят.
И в этом случае выйдет, что правительство в третий раз подряд засунет руку в карман частным вкладчикам пенсионных фондов. Это позволит мобилизовать 350 млрд. рублей, но, думаю, окончательно отучит российское население верить обещаниям государства.
Активно обсуждается также повышение пенсионного возраста и отказ от выплат пенсий работающим пенсионерам. Если возраст будет повышен на 2 года, эта мера сократит траты (хотя звучит это кощунственно) на 600 млрд. рублей в год. Собственно, больше идей в сфере сохранения госденег нет. На себе в правительстве экономить не собираются.
НЕФТЯНИКОВ НЕ ТРОНУТ. ПОКА
Нарастить доходы считается возможным только через поборы с нефтянки. Сначала хотели «изъять девальвационную прибыль» через рост ставки налога на нефть (могло дать 600 млрд. рублей), сейчас говорят о повышении экспортных пошлин (рассчитывая примерно на те же деньги). Но обе эти меры почти вдвое уменьшат инвестиции энергетических компаний, что приведет к потере добычи и сокращению заказов в промышленности.
По подсчетам экспертов, дополнительно полученные в 2016 году деньги обернутся не меньшим сокращением доходов в 2017 - 2018-м. И оно окажется не единомоментным, а затяжным. Власть готова давить неплательщиков налогов по всему фронту, но ожидать роста сбора в экономике, находящейся на спаде, вряд ли следует.
Я рискнул бы предположить следующее. С одной стороны, до лета 2016 года решение о повышении пенсионного возраста будет принято, тем самым расходы частично (на 300 - 400 млрд. руб.) будут сокращены. С другой стороны, у нефтяников так или иначе заберут до 500 млрд. рублей. В результате дефицит бюджета снизится до триллиона и будет покрыт из Резервного фонда.
Что же можно было предложить, если бы власть в большей мере была готова прислушиваться к голосу разума? Во-первых, нужно пересмотреть статьи расходов по нескольким направлениям. Сейчас принято считать, что государственные инвестиции могут вытянуть экономику из кризиса. Это неправда. В 2008 году они составили 540 млрд. рублей, тогда как в 2013 - 2014 годах в среднем увеличились до 1 трлн. Но в 2008 году экономика росла, а в 2013 - 2014-м -
балансировала около нуля. Существенная доля этих трат рассовывается по карманам, а в результате возникают объекты, которые в будущем не то что не приносят прибыли, а требуют дополнительных трат на свое содержание (олимпийские объекты, мост на остров Русский, космодром Восточный и др.).
Экономия на бессмысленных тратах может принести как минимум 300 - 350 млрд. рублей (если заморозить те проекты, которые пока еще в планах - мост на Сахалин и через Лену в районе Якутска, железная дорога на Чукотку). Кроме того, львиная часть расходов идет как раз не на пенсионеров, а на общегосударственные расходы (читай - госаппарат), национальную оборону и безопасность (6,1 трлн. рублей, или 38,5% трат).
Только первая статья требует больше, чем здравоохранение и образование вместе взятые (998 млрд. рублей). Конечно, нужно «спасать рядового Асада», но, может, сократить эти траты хотя бы на 10%? Это принесет еще не менее 600 млрд. экономии. Вот уже как минимум триллион. И можно было бы найти еще - если бы… наш бюджет не был засекречен, как в военное время: 4,2 трлн. руб., или более четверти общих расходов, распределены по закрытым статьям. Не время ли их открыть?
ПРОДАТЬ ГОСАКТИВЫ И ЗЕМЛЮ
Бюджету нужны дополнительные доходы - и взять их можно, вопреки мнению Минфина, не только в Резервном фонде или у нефтяников. Помимо закачки денег в резервы, в 2000-е годы правительство активизировало и другой процесс - скупки активов, который многие откровенно называли деприватизацией. Увеличение доли в Газпроме, выкуп по невообразимым ценам ТНК-ВР, создание тысяч ФГУПов - все это сделало государство владельцем огромных активов.
По данным Минэкономразвития, по состоянию на конец 2013 года государство владело активами более чем на... 100 трлн. рублей (в 21,3 раза больше, чем есть в Резервном фонде). И это не считая одного из главных его богатств, земли. Почему бы не расстаться хотя бы с 4 - 5% нажитого? Ответят: сейчас низкие цены. Но не кощунственно ли говорить собственному народу - мы у вас заберем последнее, но то, что уже хапнули, впарим обратно только втридорога?
Ведь масштабная распродажа активов может не только принести государству необходимые ему средства без повышения налогов, но и «снять инфляционный навес», активизировать предпринимательское сообщество, вернуть капиталы из-за границы! Увы, такая мысль слишком банальна для нашей власти, которая все готова забрать, но ничего не отдает.
РЕЗЮМЕ
На мой взгляд - и, думаю, с этим утверждением согласится даже министр финансов, - нынешний кризис пришел надолго. Экономика должна перестраиваться, ориентируясь на новые условия. Резервного фонда надолго не хватит, и необходимо искать новые пути финансирования дефицита. Они не могут основываться на воровстве из частных пенсионных фондов и демотивировании нефтяников к инвестициям. Нужны новые подходы. И нужна широкая экспертная дискуссия вокруг нового бюджета, а не скудные утечки и сообщения о том, что кулуарно все давно уже решено…
Источник.
Сайт города Ртищево - Ольшанка