В Ртищевском депо самая высокая текучесть кадров и 2ой показатель отказов в ЮВЖД

12.09.16 9:53:58

Корреспондент газеты Гудок приехал в Ртищево и на месте пытался разобраться с системой оплаты труда работников депо, переведенных в ТМХ-Сервис. Публикуем его репортаж с незначительными сокращениями.

«Это телефон доверия «Гудка»? Вас из Ртищева беспокоят. Меня зовут Курова Елена Анатольевна, я работаю дежурной по переезду. А муж мой, Куров Сергей Васильевич, и сын, Куров Василий Сергеевич, – в сервисном локомотивном депо Ртищево. Муж 35 лет проработал на железной дороге, слесарь 6-го разряда. И отец его, дед Василия нашего, всю жизнь в депо проработал. Мы ими гордились, кормильцами. А как в 2014-м депо перевели из РЖД в «ТМХ-Сервис» – так и началось. Зарплата упала так, что концы с концами не сводим. За прошлый месяц муж отработал 172 часа, а зарплата была 6 тыс. и 7 тыс. в аванс. И премия 300 руб. Другие и по 4 тыс. зарплату получили, а премий никаких. Как на эти деньги жить? У меня за прошлый месяц в расчётном листочке из бухгалтерии указано, что перечислено от моего предприятия в Пенсионный фонд 4781 руб. А у мужа – ни копейки! И выплат за преданность компании, как перевели в этот «ТМХ-Сервис», не сохранилось. Прямо рабский труд какой-то у нас. Жить не на что. Терпения больше нет. Помогите!»

Поезд прибыл в Ртищево в 22.30. Меня встречали отец и сын Куровы. Выяснилось, что у Елены Анатольевны ночное дежурство, и мы едем к ней на работу. Около будки на переезде стояли легковушка, мопед и два велосипеда. Оказывается, на встречу с корреспондентом приехали деповчане. Приехали, видно, «залинейные», а другие, кто поближе, пришли пешком – всего человек с десяток. Тут были и ровесники Курова-старшего, деповские ветераны, и молодые, сверстники сына. Я хотел записать имена-фамилии участников нашей «сходки». Но, оказалось, она не только полуночная, но и подпольная.
– Порядков вы наших не знаете, – усмехнулись на мой вопрос невесело, – всех съедят с потрохами, если имена назовёте. Это Куровы у нас такие отчаянные…

А дальше под стук проходящих поездов и вспышки светофора пошли такие страстные монологи…
– Всё правильно вам рассказали – заработки вдвое и больше упали. Раньше мы гордились, что деповские, а теперь нас в городе «голо…опиками» дразнят!
– Как перешли на этот… аутсорсинг, так первый год ещё ничего было, колдоговор соблюдали, а с 2015-го ничего не стало, ни премий, ни соцпакета, да и зарплата – слёзы! У жён на шее сидим…
– Кто мог – все поуходили, хоть у нас в Ртищеве не больно устроишься, безработица. Даже нам с шестыми-седьмыми разрядами, да и пенсия скоро – куда уходить?! Вот и остаётся молодёжь зелёная, её и гоняют, как солёных зайцев, да что от них толку – им ещё учиться да учиться…
– Ага, – это молодой подхватывает, – гоняют, точно, в хвост и в гриву и работу поручают вашу – по 6-му и 7-му разрядам, а платят-то по 2-му и 3-му!
– В прошлом году прокурорская проверка была, на депо штраф наложили здоровый, и на начальника Евстегнеева лично, так после этого вообще про премии забыли, говорят: денег нет!
– Где ж им быть-то, – пожилой богатырь указывает ручищей в освещённое окно будки, – видите вентилятор на столике? Ему в хозмаге у вокзала цена 500 руб. А мы точно такой устанавливаем в кабине локомотива, и по документам вентилятор этот – я глазам своим не поверил – 19 тыс. рубчиков! Тачку нам выдали для тяжестей – я такую для огорода купил на рынке за полторы штуки, а эта по документам – 55 тыс.! Где ж тут деньги будут?!
– Правильно наше депо называется, – молодой голос покрывает общий смех, – у начальства «ртище – во»!
– Ну да, – это после смеха голос снова человека немолодого, – а для нас аутсорсинг значит: отсосали тебя до последней капли силы – и в аут!
– …И в ауте этом, – подхватывает другой пожилой голос, – никакая выслуга не в счёт. Раньше мы были «преданы компании» и за преданность денежную компенсацию получали, а теперь, выходит, оказались «преданы компанией»…

В комнате отдыха в здании вокзала, на стене которого красуется мемориальная доска с портретом Фритьофа Нансена (он, оказывается, здесь, в Ртищеве, помогал голодающим ещё в 1921 году), я оказался только во втором часу ночи. Мечтал о холодном душе, но, как выяснилось, ночью воды нет ни горячей, ни холодной.

Утром по пути в депо я зашёл в транспортную прокуратуру – хотелось проверить ночные рассказы. Прокурор Евгений Логутов показал мне бумагу: в 2015 году Государственной инспекцией труда по Саратовской области были рассмотрены 28 постановлений Ртищевской транспортной прокуратуры. И 28 раз возбуждались дела об административном правонарушении в отношении начальника сервисного локомотивного депо Ртищево филиала «Южный» ООО «ТМХ-Сервис» и в отношении ООО «ТМХ-Сервис» по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ («допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда»).

В ходе ранее проведённой прокуратурой проверки было установлено: в депо не соблюдаются требования трудового законодательства и нормы трудового права. Это привело к исполнению трудовых обязанностей работниками, не прошедшими обучение безопасным методам и приёмам выполнения работ. В результате виновными признаны начальник депо, а также ООО «ТМХ-Сервис». Им назначены наказания в виде штрафов: руководителю – 238 тыс. руб., а «ТМХ-Сервис» – 1 млн 610 тыс. руб.

Я спросил прокурора, нельзя ли мне снять копию с этой бумаги. Оказалось, для этого нужно пройти в соседний кабинет. Мы с Евгением Николаевичем вышли в коридор. Навстречу шёл крупный мужчина средних лет.
– Познакомьтесь, – сказал мне прокурор, – Андрей Владимирович Евстегнеев, начальник сервисного депо Ртищево.

Я-то собирался к нему в депо. Но вот удача – мы с ним начали рабочий день в одном и том же учреждении. Начальника депо сюда пригласили подписать постановление прокурора о привлечении к административной ответственности по ст. 11.1 ч. 6 «Безопасность движения».

В прошлом году его привлекали к ответственности как должностное лицо. А в этом он подписал постановление прокурора как руководитель юридического лица. Так что сейчас штраф ему лично не грозит.
– Жалуются пьяницы и бездельники, – это он сообщил мне уже в своём рабочем кабинете, куда пригласил для нашего с ним разговора кадровиков, нормировщиков, работников бухгалтерии. Все приглашённые энергично выразили полное согласие с руководящими словами.

Я повспоминал ночных анонимных собеседников – мало они подходили под начальственное определение. Не говоря уже об «отчаянных» Куровых. Я своими глазами видел в будке знак
«За безопасность движения», вручённый Елене Анатольевне лично начальником дороги. Благодарность «За добросовестный труд и высокий профессионализм» Сергею Васильевичу подписал губернатор Саратовской области, и, чтобы лично её вручить, он приехал на День железнодорожника в Воронеж. Дирекция по ремонту тягового подвижного состава четыре года назад наградила Курова-старшего почётной грамотой «За долголетний труд, высокие производственные показатели и образцовое выполнение должностных обязанностей».

А Куров-сын имеет грамоту за добросовестное исполнение воинского долга. После армии Василий устроился водителем городского культурного центра (бывшего ДК железнодорожников). Но год назад его сократили вместе с «газелью» – культура в Ртищеве тоже не процветает. Директор центра на прощание выдал Василию такую характеристику: «Автомобиль содержал в отличном рабочем состоянии, в коллективе пользовался заслуженным уважением. Неконфликтен, отзывчив, коммуникабелен. Активно участвовал в общественной работе ГКЦ, а также в проведении детских мероприятий (в том числе выездных) в роли Деда Мороза».

Из сказочных героев мне лично Вася Куров больше напомнил Соловья-разбойника. Он совершенно квадратных габаритов и покрыт татуировками, прославляющими Внутренние войска, в коих служил.

Ночные мои воспоминания прервала бухгалтер. Она объяснила, что в расчётных листках деповчан действительно не указана сумма отчислений предприятия в Пенсионный фонд. Но это только потому, что в их компьютерах другое программное обеспечение – не такое, как в РЖД.
«Помогите!» – вспомнилась мне концовка обращения в газету.

Позже в дирекции филиала «Южный» ООО «ТМХ-Сервис» я спросил: правда ли, что вентилятор, устанавливаемый в кабине тепловоза, стоит 19 тыс. руб.?
– Так он же сертифицированный, – ответили мне.

Вспомнилось также, что недавно в депо Ртищево выступал начальник Юго-Восточной железной дороги. И только потому, что здесь самая высокая текучесть кадров, самая низкая зарплата у слесарей и второе место среди всех сервисных депо дороги по показателю «отказы технических средств».

Я на той встрече не был, но прочёл репортаж о ней в местной газете. «Несмотря на процентное снижение отказов в целом за год, – сказал Анатолий Володько, – их количество настораживающе велико. С юридической стороны вы, депо, сегодня сторонняя организация для дороги. Но фактически именно вы – на передовой нашего общего дела. Нельзя разорвать ремонт и эксплуатацию, прикрываясь частными интересами в цельном процессе. Неисправный локомотив – это срыв в движении. Это не только минусовые показатели депо, это провал работы на дороге в целом. Важнейшее, стратегическое дело – техническое состояние локомотивного парка на дороге».

Видимо, от некоторого однообразия единодушных выступлений тех, кто собрался в кабинете Евстегнеева, я продолжал вспоминать всё, что знал об аутсорсинге. Десять лет назад, объясняя выгоды и необходимость аутсорсинга, старший вице-президент ОАО «РЖД» Борис Лапидус подчёркивал, что на него надо переводить неосновные, непрофильные виды деятельности, причём исключительно на конкурсной основе.

Когда несколько лет спустя на аутсорсинг решено было перевести обслуживание и ремонт тягового подвижного состава, главным аргументом в пользу такого решения, вызывавшим прямо-таки восторженный энтузиазм, был следующий. Если ремонт и обслуживание локомотивов передать их производителям, то они будут качественнее их производить – чтобы меньше потом ремонтировать. Идея вроде была вполне здравая.

Появились две компании, с которыми по результатам проведения открытых аукционов были заключены договоры на сервисное обслуживание локомотивного парка ОАО «РЖД». Одним из них было ООО «ТМХ-Сервис», а потом появилась и управляющая компания – ООО «Локомотивные технологии». Этой структуре передали 92 локомотиворемонтных депо на сети дорог с персоналом более 40 тыс. человек.

И тут выяснилось, что строить и ремонтировать – две совсем разные профессии. К тому же выпуск современного локомотива никак не отменяет необходимости ремонта локомотивов с 40-летним стажем…
– А насчёт штрафов, про которые вам прокурор рассказал, – вдруг услышал я голос начальника Евстегнеева, – так пусть не пугают. В прошлом году «ТМХ-Сервис» подал на апелляцию, и после повторного суда мне пришлось выплатить 17 тыс. руб., а юрлицу – 60!

И это была чистая правда. Что-что, а судиться ООО умеет. У него, надо полагать, очень профессиональные юристы. Так же как и сотрудники службы безопасности.

Гудок


Сайт города Ртищево - Ольшанка