Граждане обратились к прокурору с жалобой на МУП ЕРКЦ

20.09.13 10:09:46

В нашем распоряжении оказалось письмо-заявление, направленное Ртищевскому межрайпрокурору Анатолию Агурееву. В своем заявлении группа граждан просит прокурора принять меры к прекращению незаконной деятельности МУП «ЕРКЦ». Таковой, по мнению заявителей, является "выставления платежных документов населению за предоставление жилищно-коммунальных услуг, начисления платы населению за оказанные жилищно-коммунальные услуги, начисления и сбору платежей от населения за оказанные жилищно-коммунальные услуги на расчетный счет МУП «ЕРКЦ» незаконным и обязать прекратить сбор денежных средств с населения на расчетный счет МУП «ЕРКЦ»."

Приведем здесь текст письма полностью.


 

                                                Ртищевскому межрайпрокуру Агурееву А.А.

                                                (от группы граждан)

                                           
                                                 ЗАЯВЛЕНИЕ.


Просим принять меры к прекращению незаконной деятельности МУП «ЕРКЦ».

Ртищевское Муниципальное унитарное предприятие «Единый расчетно-кассовый центр» (далее - МУП «ЕРКЦ») было создано на основании Постановления Администрации ОМО Ртищевского района Саратовской области путем выделения из Ртищевского Муниципального Унитарного предприятия Жилищно - коммунального хозяйства. На основании Устава МУП «ЕРКЦ» создано для целей оказания услуг по начислению, производству перерасчетов и приему оплаты от потребителей жилищно-коммунальных услуг на территории муниципального образования Ртищевского района в пользу организаций - поставщиков жилищно-коммунальных услуг.

Учредителем МУП «ЕРКЦ» является администрация района.

Деятельность указанного предприятия не соответствует случаям создания органами местного самоуправления муниципальных унитарных предприятий, установленным ФЗ от 14.11.2002г. №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»,  согласно ФЗ от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", вычисление, начисление, сбор, обработка и распределение коммунальных платежей за ЖКУ не относится к вопросам местного самоуправления.

Согласно письма Министерства регионального развития РФ от 2 мая 2007 г. N 8167-ЮТ/07 "О внесении платы за жилые помещения и коммунальные услуги":

- В соответствии с пунктом 16 статьи 12 Жилищного кодекса Российской Федерации установление структуры платы за жилое помещение и коммунальные услуги, порядка расчета и внесения такой платы относится к компетенции органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений. Законодательство Российской Федерации не допускает принятие по указанному вопросу нормативных правовых актов органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления.

- Расчет размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги, ведение базы данных потребителей, печать и доставка потребителям платежных документов, организация приема платы организациями почтовой связи, кредитными и иными организациями, взыскание просроченной задолженности в зависимости от способа управления многоквартирным домом является обязанностью управляющих организаций, ТСЖ или ЖСК, а при непосредственном управлении многоквартирным домом соответствующих подрядных и ресурсоснабжающих организаций. Указанные лица вправе на основании возмездного договора заказать услуги по расчету размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги, печати, доставке потребителям платежных документов специализированным организациям.

- Деятельность расчетно-кассовых, информационно-расчетных, информационно-аналитических, вычислительных и иных подобных центров и применение "единых платежных документов" не может основываться на нормативных правовых актах органов государственной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления, поскольку в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не является компетенцией органов местного самоуправления и органов государственной власти городов федерального значения и не относится к вопросам местного значения.

Случаи создания муниципального унитарного предприятия строго оговорены в п.4 ст.8 ФЗ от 14.11.2002г. №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», данный пункт не предусматривает создания муниципального унитарного предприятия в целях консолидации расчетно-платежных услуг населению.
   
При этом,  управляющие компании с МУП «ЕРКЦ» заключают договоры «возмездного оказания услуг по начислению, производству перерасчетов и приему оплаты от потребителей жилищно-коммунальных услуг на территории муниципального образования Ртищевского района». По условиям данных договоров управляющие компании делегировали МУП «ЕРКЦ» обязанность начисления и производства перерасчетов за услуги - техническое обслуживание и капитальный ремонт, воду в жилых домах и общежитиях города - в соответствии с действующими тарифами, утвержденными Администрацией РМР, и площадью квартиры собственника (нанимателя), обязанность по работе с населением по сокращению имеющейся задолженности по оплате ЖКУ, в том числе через суды.

За указанные посреднические услуги МУР «ЕРКЦ» взимает денежные суммы, которые являются необоснованными тратами собственников общего имущества многоквартирных домов.

Согласно ч.ч. 4, 7 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, плата за жилое помещение и коммунальные услуги собственниками помещений, нанимателями жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме вносятся управляющей организации.

В связи с созданием МУП «ЕРКЦ» плата за жилое помещение и коммунальные услуги собственниками помещений, нанимателями жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда ежемесячно вносится на расчетный счет МУП «ЕРКЦ» на основании извещений, выставляемых МУП «ЕРКЦ». Далее МУП «ЕРКЦ» производит перечисление денежных средств, поступивших от населения за минусом оплаты представляемых МУП «ЕРКЦ» услуг и денежных средств, перечисленных путем расщепления платежей поставщикам жилищно-коммунальных услуг.

Единые платежные документы могут выставляться организациями, имеющими право принимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги, в случае, если указанное соответствует условиям договором организаций, имеющих право принимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги с собственниками помещений, нанимателями жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда или решениями органов управлений ТСЖ (ЖСК) ( п.п. 5-8 ст. 155, п. 3 ч. 3 ст. 162 Жилищного кодекса РФ, п. 4 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. № 307).

Платежные документы должны соответствовать требованиям федеральных законов, п. 38 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. № 307, разделу III Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 г. № 491 и иных нормативно-правовых актов Российской Федерации. Указание в платежном документе банковского счета расчетно-кассового центра или иного лица, не являющегося организацией, имеющей право принимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги, является нарушением названных норм законов.

Указанными действиями МУП «ЕРКЦ» ограничиваются права потребителей, управляющих организаций, поставщиков жилищно-коммунальных услуг, предусмотренных ч.ч. 4 и 7 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, гражданским законодательством при осуществлении расчетов за жилищно-коммунальные и иные услуги.

Существующие договорные отношения также создают предпосылки для удорожания платы за содержание и ремонт жилищного фонда для населения и прочих потребителей, поскольку в указанную плату включаются расходы МУП «ЕРКЦ».

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» персональные данные - любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация. Согласно пункту 3 статьи 3 данного Федерального закона обработка персональных данных представляет собой действия (операции) с персональными данными, включая сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, распространение (в том числе передачу), обезличивание, блокирование, уничтожение персональных данных. Указанное свидетельствует, что плательщик услуг жилищно-коммунального хозяйства также является субъектом персональных данных, а номер его лицевого счета служит не только для оплаты жилищно-коммунальных услуг, но и для индивидуализации целей получения других услуг.

Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» обработка персональных данных может осуществляться оператором с согласия субъектов персональных данных.

Вопреки этому, без получения согласия плательщиков коммунальных услуг на обработку их персональных данных, МУП «ЕРКЦ», производится использование и обработка их персональных данных. Таким образом, МУП «ЕРКЦ» существенно нарушаются права и законные интересы граждан в области персональных данных.

При этом, в данном случае МУП «ЕРКЦ» не может быть в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 08.05.2011г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», платежным агентом, т.к. организации, специализирующиеся на предоставлении услуг по начислению платы за жилое помещение и коммунальные услуги (расчетно-кассовые центры и иные подобные специализированные организации), не имеют права зачислять плату за жилое помещение и коммунальные услуги на свои банковские счета. Деятельность по расчету размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги, ведению базы данных потребителей, печати и доставке платежных документов собственникам и нанимателям жилых помещений, организацию приема платы организациями почтовой связи, кредитными и иными организациями, взысканию просроченной задолженности может заказываться РКЦ лицами, имеющими письменные договоры с собственниками помещений, осуществляющими непосредственное управление многоквартирным домом, товариществами собственников жилья, управляющими организациями на основании договора возмездного оказания услуг, а не договорами поручения, комиссии ил и агентирования. (главы 49, 51 и 52 ГК РФ).

Единые платежные документы, форма которых установлена органами местного самоуправления, могут использоваться организациями, имеющими право принимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги, в случае, если это соответствует условиям договоров организаций, имеющих право принимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги с собственниками помещений или решениям органов управления ТСЖ (ЖСК) (пункты 5-8 ст. 155, п.3 ч.3 ст. 162 ЖК РФ, пункт 4 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 307).

Такие договоры МУП «ЕРКЦ» с собственниками жилых помещений не заключались. Платежные документы должны соответствовать требованиям федеральных законов, Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам. Указание в платежном документе банковского счета МУП «ЕРКЦ» или иного лица, не являющегося организацией, имеющий право принимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Будет нарушением указанных императивных норм федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

   Просим принять меры по прекращению деятельности МУП «ЕРКЦ» в части выставления платежных документов населению за предоставление жилищно-коммунальных услуг, начисления платы населению за оказанные жилищно-коммунальные услуги, начисления и сбору платежей от населения за оказанные жилищно-коммунальные услуги на расчетный счет МУП «ЕРКЦ» незаконным и обязать прекратить сбор денежных средств с населения на расчетный счет МУП «ЕРКЦ».
   Принять меры по прекращению незаконной деятельности МУП «ЕРКЦ» по использованию и обработке персональных данных плательщиков услуг жилищно-коммунального хозяйства при выставлении платежных документов населению за предоставление жилищно-коммунальных услуг, начисления платы населению за оказанные жилищно-коммунальные услуги, начисления и сбору платежей от населения за оказанные жилищно-коммунальные услуги незаконным и обязать прекратить эти действия.

О принятом решении просим сообщить письменно в адреса заявителей.

                                                                                     
                                                                                                            (подписи)
19.09.2013 года




Сайт города Ртищево - Ольшанка